18 | 06 | 2018

Разработка и внедрение системы экономико–финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия

Экономико–финансовый анализ современного предприятия рыночного типа предусматривает существование двух основных объектов анализа:

  • результаты хозяйственной деятельности предприятия за определённый период (месяц, квартал, полугодие, год) и его финансово-экономическое состояние на анализируемый фиксированный момент времени
  • управление предприятием (анализ внутренних бизнес – процессов, протекающих на предприятии)

Нижеприведённый набор взаимодополняющих друг друга инструментов и методик, позволяет осуществить многоаспектный экономический анализ выделенных выше объектов анализа.
Агрегированными группами инструментов являются:

  • использование абсолютных значений данных регламентированных финансовых отчётов (формы 1, 2, 3, 4, 5 и приложения по сегментам), а также данных финансовой отчётности скорректированных  с учётом существования внутренних управленческих операций
  • вертикальный и горизонтальный анализ регламентированной и откорректированной финансовой отчётности
  • эффективное использование системы финансовых показателей (коэффициентов)

Непосредственное использование данных финансовой отчётности есть чрезвычайно важным шагом в экономическом анализе, но не основным. Данный инструмент анализа даёт обобщённые данные, такие как:

  • совокупная стоимость основных и оборотных средств предприятия
  • размер собственного капитала предприятия и сумму его обязательств
  • величина операционной, валовой, чистой прибыли
  • результирующие денежные потоки от операционной, финансовой, инвестиционной деятельности

Кроме того, часто получить более детальные уточняющие данные можно исключительно на основании первичных регламентированных финансовых отчётов.
Сущность горизонтального анализа заключается в сопоставлении (абсолютных и процентных выражений) основных статей баланса, отчёта о финансовых результатах и отчёта о движении денежных средств. Вертикальный же анализ предусматривает представление всех данных финансовых отчётов в относительном (процентном) выражении.
Данный инструмент базируется на принципе сравнимости, который на практике реализовывается посредством сравнения:

  • показателей анализируемого предприятия за предыдущие отчётные периоды одного временного лага
  • однородные показатели других субъектов хозяйствования той же отрасли

Практический прагматизм использования данного инструмента заключается в возможности сделать следующие выводы:

  • ухудшилось или улучшилось состояние предприятия по сравнению с предыдущими периодами
  • в какой мере  наше предприятие эффективнее по сравнению с конкурентами

Третья группа инструментов представляет собой комплиментарную систему финансовых коэффициентов, которые по своей экономической сущности и функциональному назначению подразделяются на:

  • показатели операционной деятельности
  • показатели эффективности использования активов
  • показатели структуры капитала
  • показатели ликвидности
  • показатели прибыльности (рентабельности)
  • рыночные показатели

Данная система показателей используется как система экономической поддержки принятия управленческих решений. Анализ, осуществлённый на основании данных коэффициентов, даёт возможность:

  • рационализировать структуру капитала с целью повышения уровня отдачи капитала, стоимости предприятия, общей эффективности хозяйствования
  • усовершенствовать кредитный портфель предприятия
  • повысить конкурентоспособность продукции вообще и отдельных номенклатурных позиций

Действенным инструментом управления предприятием в современных условиях является CVP-анализ – соотношение цены, издержек, объёма продаж как ассортимента в целом, так и отдельных номенклатурных позиций или их групп. Данный инструмент позволяет определять пороговый уровень продаж, пороговые цены, альтернативный доход от перегруппировки оборотных средств между номенклатурными позициями.     Поточный мониторинг должен осуществляться за показателями дебиторской задолженности в разрезе: типов контрагентов,  контрагентов, номенклатурных позиций, её оборачиваемости, периода возврата.     В разрезе номенклатурных единиц или их групп целесообразно рассчитывать операционный ливеридж и рентабельность продаж (ценовую конкурентоспособность). С целью более эффективной работы с контрагентами необходимо применить ABC – анализ контрагентов, опираясь на принцип Парето.  Для усовершенствования структуры продаж целесообразно применять ABC – анализ продаж.

Присоединиться
Facebook Image
Связаться

(067)801-40-33

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.